Общие данные

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Сцепление предназначено для кратковременного разобщения двигателя от коробки передач в момент переключения передач и обеспечивает плавное трогание с места. Сцепление состоит из нажимного ведущего диска, ведомого диска и выжимного подшипника. Нажимной диск жестко свинчен с маховиком, который в свою очередь прикреплен к коленвалу двигателя. Между нажимным диском и маховиком находится ведомый диск, который нажимным диском прижат к маховику. Ведомый диск сидит на шлицах приводного вала коробки передач. При нажатии на педаль сцепления (сцепление выключено) выжимной подшипник, под воздействием на него гидравлического или механического привода и рычага выключения, прижимается к пружинам нажимного диска. Нажимной диск ослабляется и ведомый диск больше не прижимается к маховику. Силовая передача между двигателем и коробкой передач прерывается. В зависимости от оснащения машины, привод сцепления осуществляется тросиком или гидравлической системой: в рычаг выключения упирается поршень рабочего цилиндра гидросистемы. При нажатии на педаль сцепления в главном цилиндре, расположенном в машине в ногах водителя, создается давление, которое по гидроприводу передается на прикрепленный к коробке передач рабочий цилиндр. Поршень рабочего цилиндра через вилку выключения прижимает подшипник выключения к мембранным пружинам нажимного диска и диск отходит. Гидросистема сцепления работает на тормозной жидкости и снабжается ею из общего расширительного бачка тормозной системы. Если педаль сцепления возвращается в исходное положение (сцепление включено), то нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику, силовая передача восстанавливается, так как прижатый ведомый диск торцевым соединением жестко связан с валом коробки передач. При каждом включении и выключении сцепления, в результате трения, фрикционные накладки на ведомом диске истираются. Ведомый диск является изнашиваемой частью, однако средний срок службы его составляет около 100 000 км. Износ зависит в основном от нагрузки (вождение с прицепом) и манеры вождения. Сцепление не требует ухода, так как регулируется автоматически.