Предупреждение Для крепления нижней головки шатуна необходимо использовать новые болты и гайки.
Элементы поршня с шатуном1 – поршневые кольца; 2 – поршневой палец; 3, 5 – стопорные кольца; 4 – поршень; 6 – водяной насос; 7 – трубка для масла; 8 – втулка
Блок цилиндров двигателя1 – сливная пробка; 2 – масляный картер; 3 – выпускной коллектор; 4 – кронштейн опоры двигателя; 5 – кран слива охлаждающей жидкости; 6 – водяной насос; 7 – датчик лампы перегрева охлаждающей жидкости; 8 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 9 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 – термостат; 11 – датчик лампы аварийного давления масла; 12 – датчик указателя давления масла; 13 – шланг вентиляции картера; 14 – указатель (щуп) уровня масла; 15 – катушка зажигания; 16 – датчик фазы; 17 – теплоизоляционный экран
Снятие ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите головку блока цилиндров, масляный поддон и трубу маслоприемника. Отвинтите болты и снимите перегородку с основания блока цилиндров. 2. На всех моделях, если имеется нагар в верхней части цилиндра, удалите его скребком из мягкого материала. Наличие ступеньки в верхней части цилиндра свидетельствует о чрезмерном износе цилиндра и необходимости расточки цилиндра двигателя.3. Проверьте боковой зазор всех нижних головок шатуна. 4. Используя молоток и кернер или краску, отметьте положение крышки нижней головки шатуна и номер цилиндра. 5. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы поршни первого и четвертого цилиндров установились в нижнюю мертвую точку.Отвинтите гайки крепления крышки нижней головки шатуна первого цилиндра. Снимите нижнюю крышку шатуна. Используя ручку молотка, вытолкните поршень вверх блока цилиндров и извлеките его из блока цилиндров. На нижнюю головку шатуна установите крышку шатуна и привинтите гайками, что позволит держать их в комплекте и не перепутать местами. Аналогичным образом снимите поршень четвертого цилиндра. Поверните коленчатый вал на 180° для установки поршней второго и третьего цилиндра в нижнюю мертвую точку и аналогичным образом снимите поршни.
Проверка
Расположение установочной метки поршня на дизельном двигателе
Метка идентификации положения шатуна
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и тщательно очистите поршни.2. Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо и вставьте под кольцо равномерно по окружности два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня. Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут треснуть, если их разжать очень сильно. Рабочие кромки поршневых колец очень острые, поэтому обращайтесь с ними очень осторожно, чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнями для повторной установки их на свои места. 3. Очистите все следы нагара с верхней части поршня. 4. Удалите нагар из канавок под поршневые кольца в поршне, используя старое поршневое кольцо. 5. После удаления налета очистите поршень с шатуном соответствующим растворителем и вытрите насухо.6. Тщательно осмотрите каждый поршень на наличие трещин вокруг юбки и отверстий под поршневой палец. 7. Проверьте износ на юбке поршня, отверстие в головке поршня, а также прожог в верхней части поршня. 8. Следы точечной коррозии на поршне указывают, что в камеру сгорания попадала охлаждающая жидкость. Необходимо найти причину попадания жидкости в камеру сгорания и устранить ее. 9. Измерьте диаметр поршня. 10. Определите зазор поршня в цилиндре, для чего от диаметра цилиндра отнимите диаметр поршня и разделите на два. 11. Проверьте каждый шатун на износ и наличие трещин, а также искажение формы. 12. Поршневые пальцы установлены по скользящей посадке и зафиксированы в поршне двумя стопорными кольцами. На этих двигателях поршни и шатуны могут быть разделены следующим образом. 13. Используя лезвие тонкой отвертки, снимите с поршня стопорное кольцо и рукой выдавите поршневой палец. При повторной установке поршневого пальца используйте только новые стопорные кольца. 14. Проверьте поршневой палец и подшипник верхней головки шатуна на износ. 15. Шатуны обычно не требуют замены, если перед этим не произошло заклинивание двигателя. 16. Соберите поршень и шатун так, чтобы установочная метка на головке поршня находилась с той же самой стороны, что и метка на шатуне. 17. Смажьте поршневой палец и вставьте его в поршень и верхнюю головку шатуна. Проверьте, чтобы поршень легко и свободно поворачивался на поршневом пальце, после чего зафиксируйте поршневой палец новыми стопорными кольцами. Проверьте, чтобы каждое стопорное кольцо было правильно расположено в канавке поршня.