ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В январе 1984 г. изменилась конструкция крышек привода распредвала. В связи с этим изменился шкив промежуточного вала и передний кронштейн топливного насоса высокого давления (ТНВД). Шкив промежуточного вала стал располагаться ближе к блоку цилиндров, поэтому на новом кронштейне ТНВД есть выемка в месте расположения шкива промежуточного вала.
Зазор между шкивом промежуточного вала и кронштейном топливного насоса высокого давления
В запасные части поставляют только новый шкив промежуточного вала, поэтому при установке его на двигатель выпуска до января 1984 г. нужно обеспечить зазор между шкивом и кронштейном ТНВД 0,5 мм, как показано на рисунке. Если необходимо, можно напильником опилить отбортовку кронштейна в месте расположения шкива. На двигателях встречается два варианта крышек привода распредвала, при этом ремень привода распредвала закрыт полностью или частично.
Детали привода распределительного вала
1 – нижняя крышка привода распредвала; 2 – ремень привода генератора; 3 – шкив коленчатого вала; 4 – болт крепления шкива; 5 – болт крепления зубчатого колеса коленвала; 6 – ремень привода распредвала; 7 – натяжитель; 8 – гайка крепления натяжителя; 9 – болт крепления верхней крышки; 10 – верхняя крышка привода распредвала; 11 – задняя крышка привода распредвала; 12 – задний кронштейн крепления топливного насоса; 13 – топливный насос высокого давления; 14 – передний кронштейн крепления топливного насоса; 15 – зубчатое колесо топливного насоса; 16 – шкив промежуточного вала; 17 – болт крепления шкива; 18 – зубчатое колесо коленчатого вала; 19 – нижняя крышка привода распредвала (вариант полностью закрытого привода); 20 – верхняя крышка привода распредвала (вариант полностью закрытого привода); 21 – задняя крышка привода распредвала (вариант полностью закрытого привода)
Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Ослабить затяжку болтов крепления генератора. Повернуть генератор к блоку цилиндров и снять ремень 2 (см. рис. Детали привода распределительного вала) привода генератора.2. Отвернуть болты 9 и снять верхнюю крышку 10.3. Снять крышку головки блока цилиндров.
4. Установить поршень нового цилиндра в ВМТ такта сжатия. Для этого вынуть пластмассовую пробку сверху картера сцепления и повернуть коленчатый вал так, чтобы метка ВМТ на маховике совпала с приливом на картере сцепления, как показано на рисунке. При этом кулачки распредвала 1-го цилиндра, считая от привода распредвала, должны быть направлены вверх. Прорезь на заднем конце распредвала должна быть расположена горизонтально. Предупреждение Коленчатый вал можно поворачивать только за болт крепления зубчатого колеса коленвала.
5. Застопорить распределительный вал (2) специальным приспособлением (1), как показано на рисунке. Для этого нужно вставить выступ приспособления в прорезь в торце распредвала. Провернуть распредвал так, чтобы один конец приспособления опирался на головку блока. Измерить щупом зазор между другим концом приспособления и головкой блока. Вставить в зазор щуп толщиной, равной половине измеренного зазора. Провернуть распредвал так, чтобы конец приспособления опирался на щуп, с другой стороны вставить щуп такой же толщины между концом приспособления и головкой блока. Не снимать приспособление, так как при сборке привода распредвал должен быть застопорен.
6. Застопорить зубчатое колесо (2) топливного насоса высокого давления, ввернув специальный стержень (1) в резьбовое отверстие зубчатого колеса, как показано на рисунке (3 – передний кронштейн крепления ТНВД).7. Отвернуть болты 4 (см. рис. Детали привода распределительного вала) и снять шкив 3 коленчатого вала.8. Снять нижнюю крышку 1 привода распредвала.9. Ослабить затяжку гайки 8 и специальным ключом повернуть натяжитель 7 влево, чтобы ослабить натяжение ремня 6.10. Снять ремень 6 привода распредвала.11. Отвернуть гайку 8 и снять натяжитель 7.12. Отвернуть болт крепления зубчатого колеса распредвала и, подбивая зубчатое колесо резиновым молотком, снять его с распредвала. Если на двигателе установлены крышки, полностью закрывающие привод распредвала, то, для того чтобы снять зубчатое колесо распредвала, нужно вставить в отверстие крышки 21 стержень диаметром 6 мм и молотком сбить с помощью этого стержня зубчатое колесо.13. Вывернуть болт 5 и снять зубчатое колесо 18 коленвала.14. Вывернуть болт 17 и снять шкив 16 промежуточного вала. Вынуть шпонку из выемки промежуточного вала.15. Специальным съемником снять зубчатое колесо 15 топливного насоса. Вынуть шпонку.16. Чтобы снять заднюю крышку 21, нужно снять топливный насос высокого давления и передний кронштейн 14 крепления топливного насоса.Сборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Если была снята задняя крышка 21, нужно установить крышку, кронштейн 14 и топливный насос 13.2. Установить шпонку в выемку вала топливного насоса, установить зубчатое колесо 15, завернуть гайку крепления зубчатого колеса, затянуть моментом 45 Н·м (4,5 кгс·м).3. Установить шпонку в выемку промежуточного вала, установить шкив 16 промежуточного вала, ввернуть болт 17 с шайбой и затянуть моментом 45 Н·м (4,5 кгс·м).4. Установить зубчатое колесо 18 так, чтобы выступ колеса вошел в паз на коленчатом валу. Завернуть болт 5 и затянуть моментом 180 Н·м (18,0 кгс·м), если болт имеет шестигранную головку. С марта 1988 г. устанавливают болты с двенадцатигранной головкой, момент затяжки 90 Н·м (9,0 кгс·м), затем довернуть на пол-оборота (180°). Болты с двенадцатигранной головкой повторно использовать запрещается. Перед заворачиванием нанести на резьбу болта клей «D6» для резьбовых соединений.5. Установить натяжитель 7, завернуть гайку 8 с шайбой. Гайку 8 не затягивать. 6. Установить зубчатое колесо распредвала, завернуть, не затягивая, болт крепления колеса с шайбой.7. Проверить совпадение меток ВМТ на маховике и картере сцепления.